Учимся учиться и пытаемся понять «зачем она мне эта учеба»?

                            К чему приводят попытки родителей совладать с «не хочу» и «не понимаю»

Анна Гуревич

Кандидат психологических наук

В основе школьной неуспеваемости лежат три основные базовые причины:

  1. Отсутствие мотивации, т.е. непонимание цели;
  2. Психологические проблемы и проблемы «окружения»;
  3. Нарушения мышления.

Естественно, все эти причины могут по-разному и в разной степени сочетаться.

Мы же своим материнским взглядом обращаем внимание на их проявления – невнимание, проблемы запоминания, банальную лень, неумение сосредоточиться, выделить главное, вечную усталость, 3-часовое «вечное» делание задания из двух упражнений, неумение найти и выделить нужную информацию и т.д.

И что мы начинаем делать? Как правило, заставляем невнимательного быть еще более внимательным, «плохочитающего» – читать не переставая, ненавидящего цифры и математику – решать и решать уравнения. Результат печален, а времени на это ушло годы. Если вдруг интуитивно у репетитора или родителей не наступает озарение – ведь он прекрасно делает что-то другое или просто не понимал, зачемон что–то делал. И тогда позволяя ему криво пишущему насладиться решением новой задачи, а цифроненавистнику читать и пытаться писать стихи, мы устраняем базовые причины и к концу школы, с репетиторами и стоическими усилиями мы выравниваем оценки и переходим вдруг в хорошисты. Вспомните, среди ваших одноклассников не было таких? Особенно мальчиков?

Одно «но» - иногда мы не успеваем, уже есть интеллектуальное отставание, с наложенным на него психологическим, средовым фоном, и ребенку, увы,  просто не догнать.

Естественно, я не упомянула о нашем самом модном диагнозе – синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), но в реальности коррекция при его обнаружении, основывается именно на развитии «развитых» навыков и недопущении снижения интеллекта. В СДВГ различают 4 разные формы, каждая требует своей специфической психологической терапии.

И, последнее, борясь за отличные оценки и «глубокие знания» мы иногда забываем посматривать на год в календаре, а опираемся на наш прекрасный опыт. И это тоже наша ошибка – мы уже другое поколение. Даже 27-летняя мама первоклассника ведет в школу новое поколение Y или Z, мотивация и психологические особенности которого отличаются не на 20 лет, а практически в 20 раз. И следственно отличаются формы и методы психологической работы с Y-ми. Для поколения Y характерны нетерпеливость и желание быстрого результата, поэтому даже на первых психологических консультациях мы пытаемся придти к конкретным результатам, при том, что с «мамами Y-ов» мы бы посветили это время налаживанию контакта и разговорам о самом процессе психологического консультирования и целях дальнейшей работы. Для Y-ов характерна способность к многозадачности и быстрая адаптация при повышенном гедонизме (стремлении к комфорту), и для них не проблема совмещение художественной школы с тхэквондо, если их возят на машине, это близко и они успевают всюду, не нарушая ритм своей жизни.

 

Поэтому так важно для начала определить, в чем именно причина плохой успеваемости в школе, а затем подобрать те методы работы, которые будут учитывать индивидуальные особенности ребенка.